Владислав Кулешов: «Работать надо только на результат!»
Заместитель начальника Управления ПАО «Газпром», кандидат технических наук Владислав Кулешов – выпускник Ухтинского государственного технического университета. За плечами молодого амбициозного руководителя должности декана нефтегазопромыслового факультета, проректора по научной работе и инновационной деятельности УГТУ, а также статус депутата Совета МОГО «Ухта» четвёртого созыва. Вот уже пять лет, как Владислав Евгеньевич уехал из Ухты. Сейчас проживает в Санкт-Петербурге. Но УГТУ для него не просто «альма матер», а Ухта – не просто родной город.
— Владислав Евгеньевич, расскажите, какую роль в Вашей жизни сыграл Ухтинский государственный технический университет?
— В школе всё было системно: всё строго по расписанию, главная задача была - хорошо учиться, но ни творческой, ни спортивной составляющей в моей жизни тогда не было. Единственный соревновательный момент помню, когда в 10-м классе я занял призовое место в городской олимпиаде по экономике. И это учитывая, что такого предмета в школьной программе не было. На выпускном всё же получил диплом почётного выпускника СОШ № 3. Поступать в вуз в другом городе для меня был не вариант. На подготовительных курсах основной упор я делал на математику и информатику, так как хотел поступать на специальности, которые были связаны с компьютерами. Конкурс на эти специальности тогда был самым высоким. По результатам экзаменов не хватало баллов, было принято решение поступать на нефтегазопромысловый факультет УГТУ. Тогда он был единым и туда же входили геофизика и геология. Как показало время, это было правильное решение.
С поступлением в УГТУ спектр моих увлечений расширился. В университете всё было по-другому. Отличался подход к системе оценивания знаний, добавилось научное направление. Захотелось во всём достигать результатов. Если наука, то обязательно первые места в конференциях. Если творчество, то тоже так, чтобы был результат. Мои бывшие одноклассники довольно удачно выступили на Дне первокурсника, я подумал, что надо тоже попробовать, и дальше был КВН, театр-студия «Фрески». Хотелось жить полноценной студенческой жизнью: ярко, интересно, увлекательно. И при этом нужно было держать высокую планку в учёбе. Мотивация, самореализация и талантливые люди вокруг, причём как среди преподавателей, так и среди студентов – вот что мне дал УГТУ.
— Можете ли Вы назвать кого-то из вуза своими наставниками в жизни?
— Да, конечно. Ирина Ивановна Волкова, к примеру, заведующая кафедрой высшей математики, кандидат технических наук, доцент. С подготовительных курсов и до аспирантуры она консультировала меня по науке. Позже мы занимались с Натальей Демченко, также доцентом, кандидатом геолого-минералогических наук, которая сейчас является директором Института геологии, нефтегазодобычи и трубопроводного транспорта. С Ириной Ивановной решали математические задачки, с Натальей Павловной уже пошёл трубопроводный транспорт.
Одним из наставников был для меня Александр Иванович Кобрунов, талантливый геофизик, доктор физико-математических наук, профессор. С ним я уже в аспирантуре начал плотно работать. А в плане самоорганизации и подхода «никогда не снижать планку», в системном плане моим наставником, конечно, был бывший ректор УГТУ Николай Денисович Цхадая. Он был для меня примером целенаправленного человека.
В творческом плане моими наставницами были Ольга Дуркина и Ольга Макарова-Щепкина из Центра творческого развития студентов. А благодаря руководителю танцевального коллектива «United BIT» Саиду Джораеву я, не умея танцевать, принимал участие во всех их сольных концертах, включая выездные, потому что был «голосом коллектива». Саид разглядел во мне поэтическую нить. Ещё б немного, и я бы, наверное, затанцевал (улыбается – прим. авт). Вообще наставниками в той или иной мере я считаю всех, с кем мне довелось работать в УГТУ в разное время.
— А сейчас творчество каким-то образом присутствует в Вашей жизни?
— Да, творческий подход в нашей организации всегда приветствуется. Начинал я с сотрудничества с российскими и зарубежными партнёрами, в том числе занимался организацией конференций и семинаров. А в таком деле обязательно должна быть не только производственная, но и культурная составляющая. Например, для привлечения к мероприятию профессиональных артистов нужно знать, кого и как привлекать. Сценарии приходилось писать самому, самому вести некоторые мероприятия конференции. Ничто так не развивает таланты и творчество, как ограничения в бюджете. Приходилось применять все способности, чтобы достичь заявленного результата и уложиться в бюджет.
— Владислав Евгеньевич, Вы - кандидат технических наук, а когда увлеклись наукой?
— Основы были заложены уже на подготовительных курсах. Наукой же я увлёкся на первом курсе университета. Спасибо Ирине Ивановне Волковой. Она разглядела во мне способности, сумела заинтересовать. Её лекции были невероятно интересными, и узнавать что-то сверх учебного плана было не менее увлекательно. Были выезды в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. Занимал там призовые места. Это подстегнуло к дальнейшему участию. По окончании вуза у меня осталась пачка дипломов приличной толщины за победы в различных конференциях. Мы не только в УГТУ, но и на выездах показывали очень высокие результаты.
— Расскажите подробнее про Вашу кандидатскую диссертацию?
— Уже с 4 курса я работал инженером на кафедре геологии нефти и газа, куда меня пригласил Александр Николаевич Смирнов, когда началось мощное сотрудничество с «Роснефтью». Когда мы завершили крупный проект, я так и остался на кафедре ГНГ.
В аспирантуру же я пошёл к Александру Ивановичу Кобрунову, потому что он работал на кафедре геофизики, которую я окончил, и я видел его научный вес, мощный потенциал, видел «защищаемость» аспирантов. Взял он меня после собеседования.
Написание диссертации – это творческий процесс. Несколько раз мы меняли направление исследований. В итоге в основу моей диссертации легло развитие методов интегрированного анализа гравиметрических данных на основе эволюционно-динамических принципов. Защитился я в 2008 году. Причем защитился досрочно. Правда, до срока оставалось всего 5 дней.
Мы еженедельно собирались у Александра Ивановича и отчитывались, что сделано за неделю. Если ничего не было сделано, то за творческий кризис могло серьёзно «влететь». Система, контроль, железная дисциплина и творческий подход – методы работы Александра Кобрунова. Он никогда не опаздывал сам и ненавидел это в других. Очень ценил время: и своё, и чужое. Вместе с тем ему была присуща широта мысли. Если процесс не шёл, нужно попробовать другой. Ни на чём не зацикливался. Творческий кризис у него был преодолим.
Дома у него был свой кабинет. И если я приходил к нему, то никаких чаепитий, сразу переходили к делу. Это правильный подход. Мы и поговорили-то по душам только в последний мой приезд. Запомнилась его фраза: еда и питьё – это интимный процесс. Не любил он корпоративы, только небольшие компании, чтоб поговорить по душам и уловить смысл беседы.
— Вы специалист по опорным вузам, если можно так сказать. Какое значение имеет ухтинский университет для нашего города?
— Мне сейчас много приходится ездить по городам, где нет вузов и, соответственно, отсутствует студенческая жизнь. Это как-то сразу ощущается: бросается в глаза скука и серость вокруг. Всё-таки университет – это мощнейший двигатель! Я же курировал опорные вузы «Газпрома» по НТС (научно-техническому сотрудничеству). Ко всем 12-ти «опорникам» центральной и региональной группы выдвигаются серьёзные требования. И у всех вузов очень высокий уровень. Ухта – не исключение. Ухта уникальна тем, что здесь есть и добыча, и транспорт, и переработка. Такую систему надо сохранять: чтобы была и наука, и образование, и производство, и творчество. Здесь много различных тем, направлений. Надо разбираться во всём.
— Какова Ваша сфера деятельности на предприятии сейчас?
— Наше Управление курирует корпоративную систему внедрения инноваций по «Газпрому» и дочерним обществам (в том числе результатов НИОКР). Вот сейчас пошла новая волна взаимодействия. И разработки, которые делалась в рамках программ с опорными вузами, хотелось бы эффективно внедрить в производство. Такие разработки есть и у УГТУ.
— Расскажите подробнее о сотрудничестве ПАО «Газпром» с УГТУ.
— Повторюсь, здесь уникальный регион: несколько дочерних обществ, все сегменты представлены: и вуз, и филиал, и наука, и добыча, и транспорт, и переработка. На недавнем совещании по рассмотрению проектов заявок УГТУ в Программу НИОКР в интересах ПАО «Газпром» и его дочерних обществ я искренне порадовался за УГТУ. «Газпром трансгаз Ухта» проявил серьёзную заинтересованность в проектах. Запланировано внедрение разработок вуза в рамках сотрудничества с «опорниками». Не всё, конечно, «выстрелило», но категорического «нет» не было ни по одной теме. Поступили вполне реальные, обоснованные предложения. Некоторые проекты будут рассматриваться комиссией. Все производственные задачи, в решении которых университет может поучаствовать, вполне реальные, а не из области фантастики. Когда вуз погружен в производственный процесс посредством договорной работы, в том числе научно-исследовательской, это гораздо больше, чем просто экскурсия на предприятие. Это в том числе и развитие потенциала университета.
— С 2011 по 2015 годы Вы были депутатом Совета города. Расскажите немного про свою депутатскую деятельность. Что дал вам этот опыт в жизни?
— Мы с Дмитрием Николаевичем Безгодовым, советником при ректорате, были делегированы от университета для участия в выборах и выиграли. Подтолкнул нас к участию Николай Денисович Цхадая. Мы обсуждали проблемы Ухты, обсуждали производственные задачи, которые влияют на жизнь города. Моменты политики, конечно, тоже присутствовали. Одно дело, когда ты просто живёшь в городе и со стороны наблюдаешь за всем, но совсем другое, когда ты погружаешься в эту работу и видишь все проблемы изнутри. Мы погрузились в муниципальное управление, и результаты нашей работы были, что называется, налицо. Я помню некоторые наши микропобеды. Мы помогли с квартирами сиротам. На макроуровне удалось вместе с Романом Владимировичем Мельником доделать ремонт улицы Оплеснина и СОШ № 3. Много чему содействовали, многое продвигали. После наших результатов, в мае 2015 года, я победил праймериз, а в июне уехал из Ухты. Если б я остался в Ухте, то, наверно, победил бы в выборах и продолжил развивать эту деятельность.
— Решение об отъезде из Ухты тяжело далось?
— За свою профессиональную деятельность мне никогда не приходилось ходить с резюме и искать работу. На работу меня приглашали. Три года, с 2012 по 2015, я был проректором по науке в УГТУ. Звали на работу постоянно: и в «ЛУКОЙЛ», и в «Транснефть». С Газпромом получилось так же.
После того как в рамках программы опорного вуза по науке мы начали это дело развивать, при нулевом сотрудничестве с «Газпромом» до 2015 года, сразу пошли 100-миллионные объёмы. Далось это непросто: приходилось много общаться, работать, понять, почему не идёт. Механизм тогда уже был запущен. И мне сказали: ты у нас частый гость, оставайся уже! С должности проректора по науке я пошёл работать в ПАО «Газпром». До этого я три года был деканом, три года проректором по науке. Теперь работаю в крупной компании. Другой размах и уровень задач, конечно. Высочайший уровень коллег. Туда берут работать только серьёзных профессионалов, и учишься у них постоянно, даже на совещаниях. Пошёл обсудить какой-то проект, а вышел уже образованным (смеется – прим. авт.).
В «Газпроме» всегда была развита научная деятельность: в том числе постоянно проходили молодёжные научные конференции. Отличная практика, кстати, как показало время. Многие выпускники ведь задаются вопросом, как попасть на работу на престижное предприятие. Так вот есть по крайней мере два варианта: либо зарекомендовать себя хорошо на практике, либо «засветиться» на студенческой конференции, выступить так, чтоб тебя заметили. А я в студенческое время был именным стипендиатом «Транснефти», стипендиатом Президента РФ на 5 курсе, заметным «персонажем» в вузе.
— Владислав Евгеньевич, расскажите немного про свою семью.
— Мама воспитывала меня одна. Всю жизнь проработала в Ухтинской типографии. Помню с детства запах полиграфии. Свежие газеты мы получали раньше всех. Такой у нас «бумажный интернет» был. Всё сознательное детство я прожил на улице Оплеснина. Во дворе жизнь кипела: хоккей, утки-охотники, банки-палки, футбол. Никаких бездельных посиделок. Сейчас у детей «компанейский» момент перешёл в режим онлайн.
Моему сыну 8 лет, увлекается фехтованием и шахматами. Дочери – 4 года, ей очень нравится рисовать, у неё явная тяга к дизайну, а ещё занимается в музыкальной школе. Супруга когда-то работала в «Транснефти», сейчас погрузилась в воспитание детей.
— Чем предпочитаете заниматься в свободное от работы время? Как любите проводить выходные?
— Посещаем с супругой театры: Санкт-Петербургский театр комедии имени Н. П. Акимова, Молодежный театр на Фонтанке. Впечатлил нас Мариинский театр, ходили туда на балет «Ромео и Джульетта». Также присутствует спорт для поддержания баланса и формы. Люблю путешествовать.
— Скучаете по Ухте?
— Моментами да, бывает. Хочу побывать в родном городе летом. В моей голове почему-то осталась летняя Ухта. Всегда приятно возвращаться в этот город. В июне будет пять лет, как я уехал из Ухты. Вообще, Москва-Питер – интересный пятилетний период моей жизни. Я два с половиной года прожил в Москве. Москва слезам не верит – это правда. Она научила меня держать удар. Это такой бешеный ритм, который изматывает. Уставал я там больше.
С марта 2017 года живу в Питере. Питер более творческий, интеллигентный город, ритм жизни там довольно размеренный, чем-то напоминает ухтинский. Но Ухта – это родина, она навсегда в моём сердце.
Беседовала Яна Мацкив
Фото Ольги Шелеметьевой