Новые векторы российского высшего образования | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

Новые векторы российского высшего образования

27 июня ректор Ухтинского государственного технического университета Руслан Агиней принял участие в парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования. Слушания проходили в Государственной Думе Российской Федерации под председательством спикера палаты Вячеслава Володина.

Участвовали все лидеры парламентских фракций, депутаты, ректоры вузов, представители преподавательского, экспертного и студенческого сообществ, работодателей, региональных органов власти – больше 800 человек.

Руслан Викторович поделился впечатлениями об этом масштабном мероприятии, где, по сути, определялись стратегические пути отечественной высшей школы:

- Главной темой обсуждения стала трансформация российской системы образования в связи с отказом от Болонской модели. Общее мнение участников слушаний: изменение системы должно быть пошаговым, вдумчивым и осмысленным.

Первым выступил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Большое внимание он уделил инженерному образованию (кстати, этой темы коснулись практически все докладчики).
Министр подчеркнул, что сейчас необходимо готовить инженеров-творцов, способных к генерации идей, а не только к копированию чужих достижений. В выступлении Валерия Фалькова были обозначены ключевые принципы новой системы образования: направленность на развитие интересов страны, открытость, фундаментальность, адаптированность к современным вызовам, гибкость.

Несколько траекторий развития высшего образования в России предложил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Он отметил, что в новой системе разумно будет сохранить все уровни подготовки: бакалавриат, специалитет, магистратуру. Их соотношение должно определяться спецификой отрасли, степенью наукоемкости того или иного направления, особенностями контингента обучающихся. При этом специалитету и интегрированной магистратуре, по его мнению, следует отдать преимущество, а бакалавриату и отдельным программам магистратуры – определенный процент.

Были затронуты и другие актуальные вопросы: перспективы дистанционного обучения, патриотическое воспитание, размер студенческих стипендий (их предлагается доводить до МРОТ), судьба ЕГЭ, академическая мобильность, количество и достаточность бюджетных мест и т.д.

Дискуссия была интересной, живой. Зал реагировал очень эмоционально, неравнодушно.

Общий вывод: страна, сохраняя лучшие традиции и наработанные в высшей школе практики, переходит к гибкой, диверсифицированной многоуровневой системе образования, в которой наибольшая доля (до 80-90%) будет приходиться на специалитет.

Фото с сайта Минобрнауки РФ и из архива Руслана Агиней