Юлия Кочкина: «СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА!»
Случайностей в жизни не бывает. Героиня сегодняшней рубрики – начальник лаборатории геологии ухтинского филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Юлия Вячеславовна Кочкина убедилась в этом на собственном опыте. Определяясь с профессией, она и не думала о геологии. Но у судьбы оказались свои планы.
- Юлия Вячеславовна, как Вы пришли в геологию?
- После окончания школы я поступала в ухтинский вуз на «Экономику», но не прошла по конкурсу и подала документы на специальность «Геология нефти и газа». До этого все мое представление о строении Земли ограничивалось школьными знаниями. Фильмов, воспевающих романтизм профессии, я тоже не смотрела. Поэтому тот материал, который давали на лекциях, заинтересовал. С первых занятий меня, что называется, «затянуло». Довольно быстро я поняла: хорошо, что все сложилось именно так. Экономист из меня бы не получился. «Сухие» цифры, таблицы – это не мое. Хотя сейчас я занимаюсь подсчетом запасов углеводородов, по сути, те же цифры, но все же это не голая математика, а научная работа.
- Что больше всего вспоминается из студенческих лет?
- Преподаватели – Зоя Павловна Склярова, Сергей Александрович Данилевский, Любовь Васильевна Пармузина, Анатолий Митрофанович Плякин, Олег Сергеевич Кочетков. Именно они сумели привить любовь к геологической науке. Зою Павловну и Сергея Александровича я вообще считаю своими крестными в профессии.
- А как обстояли дела с учебными практиками? Помогли они прочувствовать романтизм профессии?
- Насчет романтизма не знаю, но в образовательном плане практики дали многое. Одно дело, когда проходишь материал, сидя в аудитории. И другое дело, когда видишь геологические объекты своими глазами – в том виде, какими их создала природа. На первых курсах мы объездили весь Ухтинский район и получили бесценный опыт работы в полевых условиях: научились работать геологическим молотком, отбирать образцы, описывать породы. С тех времен у меня сохранилось несколько минералов и окаменелостей.
- Правильно понимаю, что у Вас дома есть своя геологическая коллекция?
- Конечно, как у любого уважающего себя геолога:) Коллекция небольшая, около пятидесяти экспонатов. В основном это образцы, собранные мною. Есть и подарки от коллег и друзей. Я верю, что камни источают положительную энергетику. Агат вообще считаю своим талисманом.
- А Вашей дочери передался Ваш интерес к профессии?
- Когда она была помладше, по выходным мы часто выбирались на экскурсии. Вместе с геологом Татьяной Владимировной Антоновской, которая является настоящим энтузиастом своего дела, мы обошли все окрестные достопримечательности. Тогда дочке все это нравилось, но сейчас интересы поменялись. Хотя, думаю, след в душе остался.
- Расскажите о начале своего трудового пути.
- Производственную практику я проходила в Тимано-Печорском научно-исследовательском центре (ТП НИЦ). После окончания университета мой преподаватель Сергей Александрович Данилевский, который параллельно возглавлял один из отделов ТП НИЦ, пригласил на работу. Пять лет я проработала в геохимической лаборатории, проводила исследования горных пород и нефтей. Этот опыт впоследствии пригодился в ухтинском филиале ВНИИГАЗа, куда я перешла по приглашению Владимира Николаевича Данилова. Один семестр он читал нашему курсу лекции в университете и вспомнил обо мне, когда в филиале встал вопрос о профессиональной преемственности кадров. Впоследствии Владимир Николаевич выступил научным руководителем моей кандидатской диссертации. Он очень много сил вложил в мое профессиональное становление и развитие.
- Насколько я знаю, с Владимиром Николаевичем у Вас сложился крепкий профессиональный тандем.
- Да, когда Владимир Николаевич готовил книгу «Газовые и газоконденсатные месторождения Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна», то пригласил меня в соавторы. Я писала одну из глав, собирала исходные материалы. Было приятно получить такое предложение, и процесс работы был интересным.
- Расскажите, над чем сейчас работаете?
- Сейчас мы заканчиваем подсчет запасов Вуктыльского месторождения. Уже отправили материалы для проведения процедуры защиты в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ). Последний раз запасы основной залежи на Вуктыле считали в 1972 году. Учитывая уникальность самого месторождения, а также тот факт, какую роль оно сыграло в жизни нашего филиала, Республики Коми, отечественной газовой отрасли, вписать свою маленькую строчку в богатейшую историю Вуктыла очень почетно. Плюс в этом проекте я являюсь ответственным исполнителем. А это совершенно другой круг задач, другой уровень ответственности.
- Вы хотели бы попробовать себя в чем-то новом?
- В первую очередь я бы хотела освоить в полном объеме то, чем занимаюсь сейчас. Работа – это постоянный процесс обучения. Руководителем лаборатории геологии я стала не так давно. Когда общаешься со специалистами, которые отдали геологии не один десяток лет, понимаешь, что тебе еще расти и расти. К слову сказать, в этом году я стала еще и внештатным экспертом Сыктывкарского филиала ГКЗ, теперь проверяю правильность подсчета запасов других исполнителей, параллельно учусь у подсчетчиков других регионов и расширяю свой кругозор. В общем, совершенству нет предела!
- Если не секрет, о чем Вы мечтаете?
- Не могу сказать, что я мечтатель по натуре. Если появляется цель, то просто начинаю делать какие-то шаги в направлении ее достижения. Например, в голове крутилась идея съездить на Приполярный Урал. В этом году удалось реализовать этот план. Для такого кабинетного геолога, как я, это очень ценный опыт. Поездка подарила массу положительных эмоций и впечатлений, позволила оценить свои возможности. Приятным бонусом стали образцы кварца, которые я собрала собственноручно. Конечно, то, на что положила глаз, было физически не донести. Но интересные экземпляры пополнили личную геологическую коллекцию.
Беседовала Виктория Сергеева
Фото из архива Ю. Кочкиной