Татьяна Ксёнз: «Работа – это возможность раскрыть свой внутренний потенциал» | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

Татьяна Ксёнз: «Работа – это возможность раскрыть свой внутренний потенциал»

Ведущий научный сотрудник лаборатории разработки месторождений ухтинского филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Татьяна Геннадиевна Ксёнз – человек уникальный. Дважды окончив наш вуз, защитив кандидатскую диссертацию, параллельно основной работе она преподает в университете и руководит дипломными работами. Она привыкла к решению сложных задач, поэтому профессиональные вызовы воспринимает как возможность научиться чему-то новому.

- Татьяна Геннадиевна, насколько я знаю, на Ваш выбор профессии повлиял Геннадий Васильевич Рассохин?

- Есть такой момент. Я поступала совершенно на другую специальность, но не прошла по конкурсу. На встрече ректора с абитуриентами моя мама подошла к Геннадию Васильевичу и спросила, куда лучше переводиться девушке. Рассохин сказал: «Только на разработку». Вот я и подала документы. Рада, что все сложилось именно так. Вообще по жизни меня сопровождают очень талантливые и увлеченные люди, которые направляют в нужное русло. Преподаватели кафедры разработки – Геннадий Васильевич Рассохин, Владимир Андреевич Соколов, Александр Семенович Гуревич, Владимир Павлович Пятибрат, а потом и специалисты ВНИИГАЗа, которые помогали делать первые шаги в профессии, – это прекрасные примеры для подражания.

- Вы пришли в отдел разработки ухтинского филиала ВНИИГАЗа студенткой. Как чувствовали себя среди именитых ученых?

- Приняли меня очень дружелюбно. Конечно, немалую роль в этом сыграли рекомендации Свидинского Владимира Андреевича, который вел у нас практические занятия по гидродинамическому моделированию. Он увидел во мне потенциал и настоял на том, чтобы я проходила практику именно в отделе разработки. Благодаря всесторонней поддержке коллег, адаптировалась быстро. Специалисты, которые работали в то время в отделе, – действительно ученые с большой буквы! Это легендарная Нифа Николаевна Трегуб, которую за твердый характер газовики называли «Железная Нифа», Андрей Владимирович Назаров и многие другие, глядя на которых хотелось расти профессионально. Их педантичность, внимание к деталям, подход к работе стали для меня эталоном. Под руководством Нифы Николаевны я сделала свое первое ТЭО на бурение скважины (прим. ред. - технико-экономическое обоснование). Для студента это было серьезное достижение. После завершения практики меня приняли на четверть ставки лаборантом, а после защиты диплома я стала полноценным сотрудником отдела.

- Почему решили получить вторую специальность?

- Когда училась на последних курсах, появилась возможность получить второе высшее образование в институте по льготной цене. Многие мои сокурсники этим воспользовались. Я не торопилась, но в итоге поддалась уговорам и поступила на экономику. Через год после окончания РЭНГМа защитила второй диплом. Это существенно расширило мой профессиональный кругозор и позволило многие производственные вопросы рассматривать комплексно. То есть, работая над проектом разработки месторождения, я сразу вижу, как те или иные вещи отразятся на экономике.

- Серьезное место в Вашей профессиональной деятельности занимает преподавание в университете. Когда соглашались на преподавательскую работу, понимали, насколько это непросто?

- Что такое учить я знаю с детства. У меня много младших братьев и сестер, которых приходилось воспитывать. Кроме того, в юности я занималась танцами. Так получилось, что с уходом в декретный отпуск нашего руководителя мне пришлось возглавить танцевальный коллектив, который насчитывал порядка пятидесяти человек. Времени на раздумье не было, меня просто поставили перед фактом. Представляете, каково это отвечать за большой разновозрастный коллектив, когда тебе всего 18? Самым младшим участникам было по семь лет, старшие – подростки, самый сложный возраст! Конечно, от неожиданности у меня был сильный стресс, но ситуация здорово закалила. Кроме того, будучи студенткой и уже работая во ВНИИГАЗе, я начала помогать студентам, которые проходили здесь практику. Поэтому к приглашению преподавать в университете отнеслась очень спокойно.

- Не было опасений, что не оправдаете ожиданий людей, которые учили Вас?

- Когда пришла на кафедру разработки, я уже имела профессиональный багаж и хорошо понимала, что делаю. Поэтому не ощущала себя ниже по рангу. С кафедрой экономики была та же история. Коллеги отнеслись с уважением. А тем, кого вначале насторожил мой приход, я сумела доказать, на что способна.

- В Вашей жизни был еще и опыт руководства выпускающей кафедрой.

- Кафедра разработки для меня родная во всех отношениях. В 2003 г. меня пригласили войти в состав Государственной аттестационной комиссии, членом которой я являюсь по сей день. Потом пригласили читать лекции. А пару лет назад предложили стать во главе кафедры. Полтора года, которые я исполняла обязанности заведующего, помогли глубже понять организацию учебного процесса. Конечно, это была колоссальная нагрузка, но одновременно и неоценимый опыт. Вообще любая новая работа – это возможность раскрыть свой внутренний потенциал и чему-то научиться.

- Чем стал для Вас университет?

- В студенческие годы университет – это школа жизни. Когда начала преподавать, приходила уже как к себе домой, потому что это были родные стены. Ну а когда влилась в педагогический коллектив, появилось ощущение, что это моя семья.

- Вы строгий преподаватель?

- Как в свое время говорил мой учитель Андрей Владимирович Назаров: «Стал мягче, старею».

- Тем не менее студентам-дипломникам Вы не делаете поблажек. 

- Да, подготовку веду серьезную. Скажем так: пока студент не сделает то, что нужно, я от него не отстану. Иногда приходится быть жесткой. Но результат того стоит – в основном на защите мои дипломники получают высший балл. Конечно, при условии, что человек работал.

- Что пожелаете нынешним студентам?

- Многие считают, что интернет может ответить на любой вопрос, поэтому учить не обязательно. Но чтобы получить качественный ответ, нужно правильно сформулировать вопрос. Нужно понимать, что именно ищешь! Для этого необходимы базовые знания. Поэтому студентам желаю больше тренировать свой ум и память и меньше доверять интернету.

Беседовала Виктория Сергеева

Фото из архива филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в г. Ухте