«Экологическая пропаганда без экологического образования может быть даже вредна»
5 июня свой профессиональный праздник отмечают экологи, а также все, кто так или иначе специализируется на охране окружающей среды. Для Ухтинского университета, ведущего подготовку специалистов в области экологии и природопользования, тема влияния производства на состояние окружающей среды – априори одна из приоритетных. О том, для чего современному специалисту экологическая подготовка, какие области экологического знания вызывают наибольший интерес среди студентов нашего университета и какие природоохранные задачи стоят перед северным регионом, мы побеседовали с доктором географических наук, профессором кафедры экологии, землеустройства и природопользования УГТУ Галиной Григорьевной Осадчей.
Осадчая Галина Григорьевна, доктор географических наук, профессор кафедры экологии, землеустройства и природопользования УГТУ, выпускница географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра криолитологии и гляциологии). В качестве штатного преподавателя работаю в УГТУ 9 лет (с перерывами), в качестве совместителя – еще 12 лет. Читаемые предметы: Природопользование, Основы геокриологии, Устойчивое развитие человечества, География, Экология, др.
— Галина Григорьевна, с точки зрения эксперта – какими знаниями должен быть вооружен эколог на современном предприятии? И готовят ли таких специалистов в Ухтинском университете?
— В первую очередь, надо четко определить, что делает эколог на предприятии. По сути, он следит за выполнением различных законов, регламентов и т.п., разработанных для производства. Как должны появляться эти законы? Сначала – экологические знания, далее – реализация их через различные механизмы природопользования: законодательный, административный, экономический, информационный. Без понимания биологической сути того, что происходит на предприятии, экологу невозможно критически воспринимать ситуацию, его можно легко дезориентировать. Кроме биологических знаний, ему даже в бОльшей степени нужно владеть знаниями в области загрязняющих техногенных веществ, геохимии. В УГТУ всему этому учат на кафедре экологии, землеустройства и природопользования (направление подготовки «Экология и природопользование»). Один из основных предметов – обеспечение экологической безопасности предприятия, который студенты проходят не один семестр. Они получают знания по всему циклу организации производства: от разработки декларации о намерениях и инженерно-экологических изысканий до процедуры ликвидации предприятия и проведения природовосстановительных работ. Помимо экологических нормативов, они осваивают регламенты ведения экологической документации, отчетности, производственного мониторинга, экологического менеджмента, лицензирования, проектирования и т.п. С гордостью могу сказать, что в марте наша студентка Софья Топова заняла первое место по направлению «Природопользование» (конкретное направление – экологическая безопасность производственной деятельности) на всероссийской экологической олимпиаде в г. Томске и приглашена на стажировку в Минприроды РФ в г. Москву.
— Как и где проходят практики будущих экологов? Какие прикладные проблемы решаются в ходе полевых практик, есть ли какие-то выраженные тематические тенденции в исследованиях, темах курсовых и дипломных работ?
— Производственные практики проходят на производственных и транспортных предприятиях, в организациях, оказывающих экологические услуги (разработка проектов на загрязнение, инженерно-экологические изыскания, экологический мониторинг, лабораторные исследования и т.п.), в администрациях городов и поселков, в муниципальных организациях (например, водоканалах) в системе подразделений Минприроды, в академических и проектных институтах, в контролирующих организациях, в оленеводческих хозяйствах – всё долго перечислять.
Соответственно, курсовые и дипломные работы посвящены экологическим проблемам и проблемам природопользования в сфере интересов этих организаций. В последние годы много работ по проблемам освоения области развития вечной мерзлоты. У студентов есть для этого база: на Европейском Севере только в УГТУ преподаются предметы «Основы геокриологии», «Историческая экология Севера», «Экологические проблемы природовосстановления на Севере», многие предметы содержат «мерзлотный» компонент, среди преподавателей есть профессиональные мерзлотоведы.
К сожалению, полевых производственных практик сейчас почти нет. Главным образом это связано с тем, что экологические экспедиции в основном обслуживали недропользователей и их инфраструктуру, но вот уже 5 лет, как законодательно отменено предварительное изучение осваиваемых территорий, даже в зоне развития вечной мерзлоты. Также отмена позиция, обязывающая вести экологический мониторинг. Сейчас это – добрая воля предприятий, но этой «воли» не хватает практически всем – деньги надо платить, да и результаты не всегда выгодно учитывать или даже обнародовать.
В принципе, студенты выполняют очень интересные научные и научно-производственные разработки, которые принимаются на предприятиях, в организациях, но реальное внедрение – очень долгий и трудоемкий процесс, нередко требующий предварительного вложения средств. С моей точки зрения, интересны работы студентов в областях разработки новых приемов картографирования – как экологического, так и чисто природного, программ экологического мониторинга, принципов экологической оценки территорий, проведения экодиагностики, в области экологического права и регламентирования муниципальных работ в сфере благоустройства. Также в последнее время увеличился «вес» студенческих исследований в сфере обращения с отходами, особенно не муниципальном и региональном уровнях.
— Какие экологические проблемы Севера лично Вы как эксперт считаете наиболее острыми и насущными?
— Во-первых, площадное лимитирование природопользования, не являющегося традиционным для региона. Во-вторых, научно обоснованное размещение объектов инфраструктуры нефте- и газодобычи с тем, чтобы исключить конфликты разных видов природопользования (учет биосферных функций северных ландшафтов, интересов коренного населения, природно-техногенных рисков). В остальном – строгое соблюдение экологических требований, предъявляемых к производству.
— Экономика и экология – слова родственные. Экологические мероприятия выгодны или планово убыточны?
- Это зависит от временнОго интервала, который мы рассматриваем. Однозначно на предприятиях они воспринимаются как убыточные. Без них было бы больше прибыли, а ущерб окружающей среде – категория малоинтересная для собственников. Если бы не требования законодательства, вряд ли производство в чем-то себя ограничивало. В отдаленной перспективе осознание того, что былого состояния окружающей среды уже не вернуть, приходит, как правило, уже поздно. Кроме того, частенько руководители или владельцы предприятий воспринимают окружающую среду как территорию для производства, где не живут их родные и близкие. Всё это – вопрос экологической культуры. Совместить экономические интересы и экологические чаяния – очень сложная задача. Не каждое государство может себе позволить признать экологические приоритеты в своем развитии.
— Как сказал один чиновник, любая экологическая пропаганда у нас заканчивается конкурсом детского рисунка. А есть ли действенные методы экологического воспитания? Какие?
— Я не специалист в вопросах воспитания. В любом случае, экологические решения должны быть продуманными, далёкими от популизма, подкрепленными экономической составляющей. Если мы будем видеть позитивные результаты экологических мероприятий, инноваций и т.п., это позволит поверить, что всё делается не для галочки, а имеет смысл и желаемый выход. Экологическая пропаганда без экологического образования может быть даже вредна.
— Существует конфликт интересов экологов и производственников. Как воспитать несгибаемых борцов?
— Боюсь, что несгибаемые бойцы вскоре станут безработными. Должна быть определенная степень толерантности, гибкость и где-то даже хитрость. Иногда помогает. Не забывайте, что экологи – тоже в значительной степени производственники. Если Вы имеете в виду экологов-общественников, им нередко не хватает базовых экологических и правовых знаний.
— На Западе (в том числе во Франции) идет сворачивание ядерной энергетики, в то же время все ругают Китай за использование каменного угля... Как найти золотую середину? Что ждет человечество?
— Может, и Франция использовала бы уголь, если б он у неё был в достаточном количестве и если б территория была побольше. Во многом энергетические решения – это политика. В любом случае, необходимо развивать альтернативную энергетику, искать новые и совершенствовать старые источники неисчерпаемой энергии. Не следует забывать, что финансировать подобные исследования не для всех выгодно.
Подготовлено совместно с корреспондентом газеты «Ухта»
Олегом Сизоненко