Любовь, смерть и великая литература. В УГТУ состоялся круглый стол, посвященный юбилеям русских писателей Б.Л. Пастернака и М.А. Шолохова | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

Любовь, смерть и великая литература. В УГТУ состоялся круглый стол, посвященный юбилеям русских писателей Б.Л. Пастернака и М.А. Шолохова

В суете и рутине повседневных дел мы пытаемся найти место буквально всему, но очень часто упускаем нечто очень большое и важное – то, что не может вписаться в пределы пятнадцатиминутных рабочих перерывов и прокручивание ленты новостей в социальных сетях. В то время как все настоящее и глубокое – результат не беглого поверхностного внимания, но серьезного осмысления.

Эпохальные произведения русской литературы вполне способны дать пищу для таких размышлений: в этом еще раз убедились участники встречи, посвященной творчеству двух знаменитых юбиляров – нобелевских лауреатов Бориса Пастернака и Михаила Шолохова.

«Тихий Дон» и «Доктор Живаго» - это не просто книги, обессмертившие своих авторов. Это мастерски и художественно выписанный срез великой и трагичной истории России первой трети 20 века, на фоне которой вершатся человеческие судьбы.

Монументальность, идейное напряжение, метафизика образов и христианские реминисценции в романах Пастернака и Шолохова, при очевидных полярных различиях произведений и авторов, объединяют два романа-эпопеи и делают их незаменимыми для глубокого понимания недавнего прошлого, а значит, и лучшего понимания настоящего.

Кстати, именно антитеза чаще всего становится нервом, удерживающим читательское внимание. На это обратил внимание участников встречи ведущий круглого стола Дмитрий Безгодов, предложив проанализировать характеры главных героев «Доктора Живаго» и «Тихого Дона» - врача Юрия Живаго и казака Григория Мелехова, их жизненный путь и душевные устремления.

Впрочем, так ли важна идеологическая пропасть между романами, если в центре сюжета оказываются живые люди, ищущие правды, покоя, любви, но, увы, обреченные на судьбу, в которой пресловутому «простому человеческому счастью» отведено ничтожно мало? И отсюда следует еще одно бесценное свойство классики – она учит нас беречь хрупкий мир и друг друга.

Инга Карабинская

Фото Джанет Николаевой