«Главное - быть готовым идти вперед» | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

«Главное - быть готовым идти вперед»

Сотрудница ОСЗС УГТУ Светлана Канева получила квалификацию магистра направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» по программе «Инклюзивное образование» Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина

Бессмертную сентенцию философа Сенеки «век живи – век учись» цитируют все. Но следовать ей, тем не менее, способны немногие. Тем большее уважение вызывают люди, для которых достижение профессиональных целей сопряжено не только с волей и дисциплиной, но и с преодолением барьеров. В самом непосредственном смысле.

О том, почему инклюзивная среда нужна далеко не только людям с инвалидностью, откуда в тяжелые времена взять присутствие духа, чтобы достигать своих целей, и почему второе образование никогда не бывает лишним, рассказывает недавняя успешная выпускница магистратуры СГУ им. Питирима Сорокина, специалист по социальной работе ОСЗС УГТУ Светлана Канева.

- Светлана, твоя работа по внедрению принципов безбарьерной среды известна далеко за пределами Ухтинского университета. Что побудило тебя продолжить образование?

- Ключевую роль сыграло доброе многолетнее партнерство с ресурсным центром СЗФО Череповецкого государственного университета – это организация, накопившая колоссальный опыт в области профориентации, обучения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью. Уже много лет мы обмениваемся опытом в развитии инклюзии, проводим совместные тематические конференции и семинары. На повышение квалификации меня мотивировали именно они, увидев во мне потенциал педагога, и сразу пригласили пройти обучение у них. Конечно, это было очень заманчивое приглашение, но в силу удаленности вуза принять его я не смогла. Зато совсем рядом, в Сыктывкарском государственном университете, как оказалось, есть магистерская программа «Инклюзивное образование» в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», полностью отвечающая моим запросам.

- То есть даже несмотря на твой богатый практический опыт специалиста по социальной работе и общественного активиста, ты пришла к выводу о необходимости педагогической квалификации?

- Совершенно верно. Собственно, в такой структуре, как отдел социальной защиты студентов, педагог-психолог совершенно необходим. Что касается непосредственно студентов с инвалидностью, таких в УГТУ порядка сорока. Но дело в том, что психолого-педагогическая адаптация, которой посвящена моя квалификационная работа, – это не только о людях с ограниченными возможностями, как мы часто ошибочно полагаем. Адаптация в вузе – это и об иностранных студентах, попавших в незнакомую социальную и культурную среду, это и о студентах из числа сирот, и просто о людях в тяжелых жизненных обстоятельствах. Все эти ситуации требуют персонального, деликатного, и, что очень важно, профессионального подхода. Поэтому главным катализатором стала моя внутренняя решимость, уверенность, понимание необходимости и своевременности этого шага.

- Ты упомянула о выпускной квалификационной работе. На каком материале она создавалась, проводила ли ты какие-то самостоятельные исследования? И главный вопрос: чему ты действительно научилась?

- Полностью тема звучит так: «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов с инвалидностью к вузу в условиях инклюзивного образования». Собственно, это именно та сфера, которая мне близка и в рамках которой я в основном строю профессиональную коммуникацию со студентами и коллегами: развитие принципов безбарьерной среды в образовании, в инфраструктуре, на уровне личной культуры каждого… Что было действительно новым и чему я научилась – это методика проведения исследований и грамотный аналитический подход к их результатам. Моим научным руководителем была Татьяна Анатольевна Ткачук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Сыктывкарского университета, она очень чутко и внимательно направляла меня и дала много ценных рекомендаций. Благодаря ей я существенно усилила практическую часть работы, которую составили исследования не только с релевантной студенческой аудиторией, но и с представителями профессорско-преподавательского состава. Конечно, востребован в квалификационной работе оказался и опыт по проведению ежегодных тренингов по теме инклюзии, тем более что наша практика развития социокультурной среды в УГТУ отмечена первым местом во Всероссийском конкурсе практик инклюзивного высшего образования, а также особым экспертным мнением в номинации «Формирование инклюзивной среды в образовательных организациях». Этот опыт, безусловно, наша сильная сторона.

- Какими были вступительные испытания, как проходило обучение и как строилась итоговая защита?

- Для поступления нужно было написать работу по теме инклюзии и пройти собеседование. Также обязательным условием при получении образования было наличие научных статей, зафиксированных в системе научной электронной библиотеки elibrary.ru. Обучение в заочной магистратуре продолжалось 2,5 года. Очно я присутствовала лишь на первой сессии, дальше начался локдаун, а потом я сломала руку, перенесла две непростые операции. Что касается защиты, она тоже проходила в офлайн-формате, присутствовали члены экспертной комиссии и мой научный руководитель, которой я очень благодарна за поддержку.

- Как тебе удается добиваться поставленных целей даже в самых непростых жизненных обстоятельствах?

- Самое главное – быть готовым идти вперед и совершенно четко осознавать, как и для чего ты намерен этого добиться. А для этого, в свою очередь, повторюсь, надо «созреть», осознать необходимость каких-то перемен и принять их душой. И когда это происходит, мы сами удивляемся, насколько легко и без сопротивления ситуация складывается в нашу пользу. Если говорить обо мне, то я легко поступила, с удовольствием училась и отлично защитилась.

И еще одно важное условие – поддержка близких. Человек, в которого верят, которого поддерживают родные люди, способен добиться чего угодно. Я бесконечно благодарна моей семье, коллегам и друзьям, которые искренне радуются моим успехам.

Прим.ред.: Кстати, полностью крылатая фраза римского философа звучит так: «век живи — век учись тому, как следует жить». И, пожалуй, жить у Светланы Каневой действительно стоит поучиться.

***

Светлана Александровна Канева – В УГТУ работает более 10 лет. В настоящее время - специалист по социальной работе отдела социальной защиты студентов УГТУ, ранее – социальный педагог управления по воспитательной работе и досуговой деятельности. Выпускница специальности «Связи с общественностью» Ухтинского университета.

                                                                                                                                                                                                                                                                                       Инга Карабинская

                                                                                                                                                                                                                                                                     Фото из архива Светланы Каневой