Общая цель: научно-технический суверенитет России
На встрече с руководством общеобразовательных учебных заведений города в УГТУ обсудили итоги и перспективы сотрудничества средней и высшей школы.
14 июня в Ухтинском университете состоялось совещание ректора УГТУ с руководством администрации и школ г. Ухты. Мероприятие было посвящено вопросам развития сотрудничества, дальнейшей координации взаимодействия и способам повышения его эффективности.
Предваряя обсуждение, председатель Совета муниципального округа «Ухта» Аристарх Анисимов отметил, что взаимодействие школы и вуза – это фактор, который невозможно переоценить там, где речь идет о закреплении в регионе талантливой и целеустремленной молодежи. В свою очередь начальник Управления образования администрации муниципального округа «Ухта» Наталья Короткова выразила ректору УГТУ, профессору Руслану Агиней искреннюю признательность за многоплановое и конструктивное сотрудничество, отметив, что вектор этой работы соответствует политике Президента Российской Федерации в отношении реализации концепции национального образования.
Основные мероприятия профориентационной деятельности университета совместно со школами Ухты, состоявшиеся в прошедшем учебном году, в своем докладе осветил проректор по учебной работе и молодежной политике УГТУ Иван Лебедев.
В частности, Иван Иванович остановился на ряде новых форматов сотрудничества, отметив, что в 2024 году впервые было проведено собрание для родителей будущих абитуриентов на базе университета, УГТУ принял участие в муниципальном проекте «Родительский форум» и федеральном проекте «В гостях у ученого». Кроме того, в активе университета – мастер-классы, открытые лекции от профессорско-преподавательского состава, экскурсии для старшеклассников, знакомство с возможностями Военного учебного центра УГТУ и многое другое.
Отдельное внимание докладчик уделил «Школе инженерных кадров», действующей под началом советника при ректорате по науке Дмитрия Борейко. ШИК УГТУ действует с 2018 года и является комплексным профориентационным проектом, нацеленным на развитие прикладных инженерных навыков у старшеклассников, а также формирование навыков инженерного мышления. Этот проект, как отметил проректор, максимально способствует формированию практической заинтересованности у молодых людей в продвинутом изучении фундаментальных дисциплин: математики и физики, а также постижению основ технического черчения.
Именно популяризацию технического образования Иван Лебедев определил как общую и стратегическую цель взаимодействия Ухтинского университета с образовательными организациями города. «У нас с вами одна цель: достижение обеспечения технического суверенитета России», - заключил он.
В качестве конкретных мер ее реализации предложены: расширение спектра курсов подготовки к ЕГЭ для школьников на базе ИДПО УГТУ, формирование проектных школ с привлечением преподавателей университета, работа с общественным мнением в целях популяризации образования по востребованным в Ухте и республике направлениям и ряд других.
О том, как строится развитие сетевого взаимодействия школ и вуза в условиях реализации Единой модели профориентации (Профминимума), рассказала Наталья Короткова. Цель профминимума – охватить профориентационными мероприятиями учащихся 6-11 классов. Эта масштабная задача решается по ряду направлений с активным вовлечением образовательных, научных и иных ресурсов вуза.
В ходе доклада Наталья Юрьевна высказала ряд перспективных предложений по развитию взаимодействия школ города с УГТУ: использование ресурса «Открытых лекций» УГТУ школами и привлечение педагогических кадров к разработке и преподаванию уроков и спецкурсов, проведение тематических встреч представителей УГТУ со школьниками в рамках профессиональной тематики, повышение интенсивности работы с родителями будущих абитуриентов: профориентационное информирование в ходе родительских собраний, организация «Дней открытых дверей» в УГТУ для родителей школьников, а также привлечение преподавателей и сотрудников университета к кураторству профильных классов и наставничеству в рамках проектной деятельности учащихся.
Профориентационный аспект и будущее региона неразделимы – в этом убежден ректор УГТУ. Свои соображения Руслан Викторович подкрепил статистикой. Из 3700 выпускников, сдавших Единый государственный экзамен, в вузы республики Коми поступили только 600. Поэтому целенаправленная и слаженная работа по информированию людей о возможностях нефтегазового вуза, полностью отвечающего отраслевой специфике региона, начиная со школьной скамьи, – необходима. Отдельно ректор подчеркнул, что процент трудоустройства по специальности среди выпускников УГТУ – выше 80, что заметно превышает среднестатистический показатель среди вузов РФ.
В заключение встречи стороны обсудили вопросы профориентационного взаимодействия, которые следует включить в ближайшую рабочую повестку.
Инга Карабинская
Фото Ольги Шелеметьевой