Опыт Ухтинского университета в части интеграции образовательных технологий и промышленности получил признание экспертов и руководства Республики Коми.
13 мая 2016 г. в рамках форума Общероссийского народного фронта «Развитие системы профессионального образования в республике Коми» состоялись заседания трех дискуссионных площадок, посвященных выявлению и поиску решений наиболее острых проблем образовательной отрасли. В обсуждениях приняли участие руководители и представители органов исполнительной власти Республики Коми, муниципального Управления образования, региональных вузов, колледжей, общественных организаций, студенты. По итогам работы каждой из площадок составлен банк рекомендаций Правительству РФ и Правительству Республики Коми.
Образование – сфера совершенно особая. Она не может позволить себе сконцентрироваться на решении сугубо отраслевых задач, потому что имеет очень важную гуманитарную составляющую. Все изменения, происходящие в системе образования, отражаются не только на результатах кадровой политики, но на качестве жизни каждого человека и общества в целом. А значит, то, насколько федеральная образовательная политика согласуется с региональной, насколько она учитывает отраслевые, экономические, социальные и географические особенности региона, как принимаются государственные решения в области образования и кто отвечает за последствия неудачных реформ – вопросы отнюдь не специфические. Их решение – наше общее дело. Таково мнение руководителя исполкома Общероссийского народного фронта в Республике Коми, члена центрального штаба ОНФ Ольги Савастьяновой. И судя по тому, с каким пристрастием и азартом, в живой и острой тональности, не имеющей ничего общего с лаконичной протокольной сухостью и формализмом, велись дискуссии, – мнение Ольги Викторовны вполне разделяют представители всех уровней образовательной системы – от министра до студента.
«Не выполнять план по валу, а развивать кадровую политику»
Первая дискуссионная площадка носила название «Роль работодателей в формировании системы образования будущего: интеграционные механизмы профессионального образования и бизнеса». Ее модерировали доктор педагогических наук, профессор, член комиссии по науке и образованию при Председателе Государственной Думы РФ Сергей Гиль и ректор УГТУ, профессор Николай Цхадая.
Подводя итоги работы, Сергей Сергеевич резюмировал главную мысль, к которой пришли участники обсуждения: отечественная система профессионального образования остро нуждается в пересмотре системы показателей оценки деятельности. Это не просто «издержки отраслевой специфики», это – серьезное препятствие на пути согласованности образования и решения кадровых потребностей экономики. «Нам нужно определиться, работает ли образование сегодня на среднесрочные и долгосрочные стратегические задачи экономики или на выполнение отчетов по итогам выпуска? Это серьезная проблема. Ухтинские промышленные компании – это компании, работающие «в долгую», они не могут соотносить свою деятельность с краткосрочным форматом системы образования. Задача образования – не выполнять «план по валу», а заниматься развитием кадровой политики для экономики республики», – заключил Сергей Сергеевич.
Эксперт также отметил важное преимущество нового Федерального закона об образовании, позволяющего производственным компаниям внедряться в систему профессионального образования со своим образовательным компонентом, фактически – делать беспроигрышные инвестиции в подготовку будущих специалистов. Безусловно, разрыв профессионального образования с производственной практикой остается серьезной проблемой. В этом смысле опыт работы Ухтинского университета на базе стратегических соглашений с партнерами, в том числе – компанией «Газпром трансгаз Ухта», реализующей трехступенчатую целевую модель подготовки на базе университета, можно считать модельным, достойным заимствования и внедрения в регионах. «Примеров такой мощной интеграции работодателей крупного бизнеса в образование в России, как в УГТУ, больше нет, я их не знаю», – заключил Сергей Гиль под общие аплодисменты.
«Подготовка кадров – это подготовка людей»
Работа второй площадки – «Кадры для региона: новое измерение молодежной политики» – была посвящена поиску решения региональных проблем в области молодежной политики, осложняющих процесс формирования кадровой базы региона. Модераторами площадки выступили Елена Владимировна Брызгалина, зав. кафедрой философии образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, член комиссии по науке и образованию при Председателе Государственной Думы Российской Федерации, и Дмитрий Николаевич Безгодов, заместитель министра образования и молодежной политики Республики Коми.
Выступления на площадке были разделены по трем тематическим блокам: «Региональные практики воспитательной работы: новое измерение», «Масштабирование региональной молодежной политики», «Ценностные аспекты профессионального образования». Обсуждались актуальные проблемы молодежной политики, связанные с организацией Российского движения школьников, деятельностью студенческих объединений, профессиональной подготовкой педагогов, социализацией выпускников учебных заведений и постинтернатным сопровождением выпускников школ-интернатов, деятельностью учреждений дополнительного образования, оценкой воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Резюмируя итоги работы, Елена Владимировна акцентировала внимание участников форума на том, что подготовка профессиональных кадров для региона неотъемлема от подготовки людей. Людей, которые будут строить свою судьбу в неразрывной связи с судьбой своего народа, республики, страны. Поэтому говорить об образовании, игнорируя вопросы воспитания, невозможно. Это означает, что, помимо формальных, количественных критериев, мы приходим к необходимости выработки критериев более тонких, невыразимых количественно.
«Воспитание – это не воздействие на пассивного человека, оно требует самостоятельного поиска своей судьбы, и в этом процессе мы как раз можем посильно способствовать: посредством студенческого самоуправления, советов учащихся пробуждать в молодом человеке самостоятельность, собственное независимое мышление», – отметила Елена Владимировна.
Эксперт отметила также, что ее поразила преемственность между уровнями образования, выстроенная в Ухтинском университетском комплексе, в том числе в контексте воспитательной работы. В частности, она отметила огромную работу университета по возрождению стройотрядовского движения в регионе.
«Пора брать себя в руки»
Тема дискуссии последней, третьей площадки была сформулирована достаточно широко: «Качество образования – развитие Республики Коми». Тем не менее, ее модератор, журналист, общественный деятель, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев был, пожалуй, наиболее лаконичным. Обсуждение заявленной темы условно разделилось на три объемных блока: профессиональная ориентация школьников, организация деятельности образовательных организаций и производство инноваций как основа работы системы профессионального образования.
В отличие от коллег с соседней дискуссионной площадки, пришедших к выводу о целесообразности качественных критериев воспитательной работы, участники дискуссии о качестве образования одним из главных тезисов приняли необходимость по возможности пересмотреть формальные критерии любого рода. «Формализм – главный враг образования», – резюмировал Валерий Александрович, добавив, что на него произвел сильнейшее впечатление рассказ одного из участников площадок о необходимости сдавать в отчетные органы порядка ста пятидесяти килограммов различной документации на бумажном носителе (не считая обязательной отчетности в электронном виде).
Другим активно обсуждаемым вопросом площадки стала достаточно болезненная для региональных вузов тема контрольных цифр приема, которые для регионов заметно ниже, чем в центре. «Это – не бюрократическое, а политическое решение, – подчеркнул эксперт. – И решение очень серьезное и опасное, провоцирующее молодежь покидать регионы».
Целый ряд сформулированных рекомендаций касался необходимости социальной и жилищной поддержки выпускников на местах. Валерий Александрович сделал особый акцент на этой теме, добавив, что это один из важнейших вопросов долгосрочного социально-экономического развития.
«Мы в последние десятилетия преуспели в строительстве торговых центров на месте заводов. Хватит, пора взять себя в руки и признать, что без молодежи у нас нет будущего», – заключил Валерий Фадеев.
«Яркий и позитивный опыт»
Подводя итоги форума, временно исполняющий обязанности Главы Республики Коми Сергей Гапликов еще раз заострил внимание участников на главных проблемах отрасли и рассказал о том, какие меры для их решения предпринимаются на уровне региона.
Сергей Анатольевич озвучил тревожную статистику: ежегодно из республики уезжают до семи тысяч человек, сорок процентов из них – молодежь. Поэтому ключевая роль в сохранении региона относится к созданию новых рабочих мест, что в свою очередь тесно связано с главными задачами системы образования. По словам Сергея Гапликова, в настоящее время в рамках формирования прогнозной базы потребности в кадрах уже заключены одиннадцать соглашений с крупными компаниями, лидерами промышленности региона, что обеспечивает сотни рабочих мест молодым специалистам. Однако реальная прогнозируемая потребность для республики – это тысячи вакансий, и наибольший их удельный вес должен прийтись на инновационные сферы.
«Президент Российской Федерации неоднократно говорил о необходимости формирования широкого набора механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных организаций. И в этой части в республике создан яркий и позитивный опыт, который, в частности, реализуется в УГТУ. Я хотел бы подчеркнуть, что сегодня мы были на нескольких мероприятиях, которые демонстрируют ту самую систему вовлеченности и студентов, и работодателей. Такое тесное сотрудничество – основа дальнейшей уверенной жизни студента, его заинтересованности, конкурентоспособности», – отметил Сергей Анатольевич.
Сергей Гапликов выразил огромную искреннюю признательность руководству компании «Газпром трансгаз Ухта» Александру Гайворонскому за тесное и продуктивное сотрудничество с Ухтинским университетом. Одним из важных итогов этого партнерства стал бизнес-инкубатор, который позволит молодым талантливым предпринимателям региона коммерциализировать свои проекты и создавать новые предприятия при поддержке большого бизнеса.
К добрым напутствиям врио РК присоединился и ректор УГТУ Николай Цхадая, отметивший, что вузовское профессиональное сообщество всей республики возлагает на форум ОНФ большие надежды и ждет от него многоплановых результатов, которые станут мощным стимулом работы во благо республики и страны.
Ректор отметил, что и открытие бизнес-инкубатора, и ярмарка вакансий – это не просто приуроченные к форуму события, это – живая и яркая иллюстрация возможностей университетского комплекса в решении обсуждаемых на форуме важных задач.
«Форум – это знаковое для университета, города, республики и всей страны событие», – заключил Николай Денисович.
Ректор выразил глубокую признательность руководству республики, члену центрального штаба ОНФ Ольге Савастьяновой, экспертам и модераторам в форума, руководителям и представителям региональных и центральных органов власти, предприятий, представителей профессионального педагогического сообщества, совету ректоров Республики Коми, министерству образования региона за неоценимую возможность обмена мнениями, опытом, обсуждения проблем и выработки решений для совершенствования системы профессионального образования.