Руслан Агиней: «Настоящего учёного отличают открытые горизонты» | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

Руслан Агиней: «Настоящего учёного отличают открытые горизонты»

2021 год прошёл в России под эгидой науки и технологий. Его главной задачей было привлечение внимания общественности к научным достижениям российских учёных и приобщение к науке талантливой молодёжи. Ректор Ухтинского государственного технического университета профессор, доктор наук Руслан Агиней рассказал о своих достижениях в этой сфере.

- Руслан Викторович, каковы Ваши личные достижения как учёного в прошедшем 2021 году?

- Учёного определяют не прошлые, а текущие достижения. И как учёный, я стараюсь поддерживать себя в форме. Чуть сойдёшь с этого пути – и тобой уже мало интересуются как деятелем науки. Наверстать же упущенное бывает крайне сложно.  

В 2021 году я «перевыполнил» собственный норматив – с моим соавторстовм вышло порядка шести изобретений.

За 20 лет, что я занимаюсь изобретательской деятельностью, запатентовано более 60-ти изобретений, то есть в среднем – 3 патента в год. Поэтому шесть патентов за год считаю очень неплохим результатом.

Кроме того, одной из главных задач руководителя научной школы является развитие потенциала молодых учёных, которых необходимо консультировать. Поэтому нормальная практика – это совместные статьи молодых учёных и их наставника. В соавторстве с моими аспирантами у меня ежегодно выходит порядка десяти статей по разным направлениям.

Под моим руководством в сентябре 2021 года соискатель защитил кандидатскую диссертацию, а это кропотливая, требующая напряжения, работа. Считаю это ещё одним личным достижением ушедшего года.

- Что такое ВАКовская статья и каким требованиям она должна соответствовать?

- Устойчивый термин «ВАКовская статья» показывает уровень журнала, в котором статья опубликована, его авторитетность в какой-то определённой научной сфере.

Требования к журналу определяют наличие высокопрофессонального редакционного состава из числа компетентных в данной области учёных.

Несколько лет назад появилось новшество: теперь журнал не может быть ВАКовским по любым направлениям. Рецензию и одобрение журнал получает в экспертных советах ВАК лишь по отдельным специальностям.

К примеру, экспертный совет ВАК, через который работает наш диссертационный совет, касается проблем нефти и газа. Журнал должен выходить планомерно и должна соблюдаться хронология выпуска в течение нескольких лет, и только тогда он может выходить на голосование в экспертный совет и ему присваивается статус ВАК.

Эти журналы пользуются особым авторитетом в кругах специалистов. Их перечень достигает порядка 2000 наименований в разных сферах деятельности, начиная с политологии и заканчивая медициной.

Что же касается конкретных областей знаний, то журналов по ним не так уж и много. К примеру, по направлениям работы нашего диссовета их наберётся примерно 10-15. Все они прекрасно известны специалистам. Это сообщество помогает нам, учёным, постоянно оставаться в тонусе. Через журналы происходит наше общение.

- Как Вы относитесь к международным базам цитирования?

- Международные базы цитирования – это структуры, которые аккумулируют в себе научные знания. К примеру, журнал может быть ВАКовским и быть включён в международные базы цитирования. Наиболее известны такие как Web of Science, Scopus, PubMed, GeoRef, Chemical Abstracts.

Уверен, это нужно для аккумулирования, сохранения и радикальной обработки информации.

Мы живём в век цифровых технологий, и, помимо удобств, это предполагает ответственность и некоторые ограничения. Так и здесь. Международные базы цитирования дают «мнимую конфету» в виде международной известности и рейтингов. При этом иностранцы могут накапливать информацию, извлекая квинтэссенцию научной мысли. Для этого им достаточно перевода аннотации, ключевых слов, выводов, названий рисунков, статей на английском языке, и 90% информации становится понятной.  Отличная ширма для этих целей.

До недавнего времени учёных обязывали публиковаться в журналах, потому что только вхождение журнала в эти базы считалось критерием того, что он является значимым.

Получается некая двусмысленность. То есть, чтобы защитить кандидатскую или докторскую работу, достаточно ВАковского уровня. А тогда для чего нужны Web of Science и Scopus? А это является неким критерием выполнения, например, каких-то грантов по госзаданиям, вообще определяет статуса вуза, в том числе в международных рейтингах. Так называемые наукометрические показатели научного коллектива, который работает в вузе.

Как вуз мы не можем обнулить эти показатели. Есть требования, и мы обязаны играть по этим правилам.

Но уже есть сведения о том, что скоро появятся российские системы цитирования, и надо, чтобы они были на русском языке.

- Какие бывают изобретения и как подготовить заявку на получение патента?

- Существует несколько вариантов объектов авторских прав, к которым относятся в том числе и объекты интеллектуальной собственности.

Различают объекты интеллектуальной собственности и объекты авторских прав. С ними странная история. Никто не знает, как их учитывать, например, при защите кандидатской или докторской диссертаций.

В положении ВАК о присуждении учёных степеней написано, что изобретение, полезная модель, свидетельство на программу для ЭВМ приравниваются к ВАКовской публикации, но это не так!

Если у соискателя не будет ВАКовских публикаций, то его к защите не допустят, хотя это будет противоречить положению.

Стараюсь делать упор на изобретения, потому что считаю их некой вершиной инженерной мысли.

- Изобретение должно отвечать трём критериям.

Первый – мировая новизна. Второй – народно-хозяйственный эффект, то есть применимость, полезность для человечества, практичность. И третий – изобретательский уровень. И это самый пространный показатель. Он звучит так: «техническое решение не должно быть очевидным для специалиста в этой области знаний».

Например, у полезной модели критерии попроще.

Я больше сориентирован на изобретение. Никогда не искал лёгких путей! Программы для ЭВМ у меня тоже есть, но это не мой конёк.

Что же касается подачи заявок в Роспатент – это очень непростой этап.

Помню свою первую заявку. Мы работали авторским коллективом. Десять раз всё переписывали, корректировали, правили. Нужно было отойти от привычного изложения мысли, излагать всё шаблонными, примитивными фразами, но при этом логично. Длинные обороты в заявке неприемлемы, кроме некоторых описательных моментов. Термины необходимо называть максимально просто, желательно одним словом.

Есть определённый шаблон, которого нужно чётко придерживаться при подготовке заявки. Когда уже несколько изобретений за плечами, то остальные делаются по накатанной.

При нашем Институте дополнительного профессионального образования мы планируем сделать программу подготовки по написанию патентных объектов. Может, кто-то из наших предприятий-партнёров заинтересуется этими курсами. Там будут разбираться примеры, интересные моменты.

Кстати говоря, когда я работал в Нижнем Новгороде, то проводил такую программу по приглашению «Газпром трансгаз Ухта». Подключалась вся трасса от Воркуты до Ярославля, все ЛПУ. Теперь по этой части Ухта лидер среди всех Газотранспортных обществ.

- А сколько у Вас всего изобретений, Вы считали?

- Их даже считать не нужно! Есть сайт Роспатента, там легко определить. У меня с соавторами 65 изобретений, несколько полезных моделей и несколько программ для ЭВМ.

Процесс патентования сложен и для авторов и для экспертов. Чтобы понять, насколько трудоёмок путь, достаточно посмотреть, сколько анализируется патент, и сравнить с получением свидетельства на программу для ЭВМ.

Свидетельство на программу для ЭВМ дают за две недели – месяц после получения заявки. Рассмотрели, одобрили и всё.

Полезная модель рассматривается до полугода. Изобретение рассматривается до полутора-двух лет. Это очень кропотливый труд.

- Ну а есть изобретение, которым Вы гордитесь и считаете его самым значимым за весь свой научный путь?

 - Сложно сказать, все они дороги по-своему, все выстраданы, как дети. В каждое вложен труд. Одно цепляется за другое. Идёт какой-то пакет изобретений, посвящённых определённой тематике.

Для наибольшей объективности попробую дать оценку по результатам оценки других. Есть у меня с коллективом авторов одно изобретение, которое вошло в сотню лучших изобретений России.

Роспатент анализирует все изобретения, которые выданы в текущем году в России с учётом их практической применимости, значимости, полученного эффекта. Из множества изобретений в РФ выбирают 100 авторов или коллективов авторов и награждают лучших из лучших.

Это изобретение, связанное с предотвращением нагрева трубопроводов при заполнении ремонтируемых участков (опорожнённых участков). На его основе выпущен стандарт ПАО «Газпром». Это изобретение по сути вошло в документ, который применяют во всех дочерних обществах по всей России.

-  Кого бы Вы назвали своими главными учителями в науке?

- Когда я работал в научно-исследовательском институте, мы много дискутировали с моим начальником, кандидатом технических наук Юрием Анатольевичем Теплинским. Я очень благодарен ему за то, что он в меня вложил.

Потом волею судеб кандидатскую работу я защищал в 2005 году с Иваном Николаевичем Андроновым. Он тоже со своей стороны многое привнёс.  

У каждого человека, с которым работаешь,  есть свои плюсы, и нельзя сказать, что ты берёшь что-то от одного.

Юрий Анатольевич больше практик, он ориентирован на результат, полезный для «Севергазпром» – мы работали на их объектах.

Иван Николаевич больше учёный. Практический результат для него важен, но если он доказан гипотетически, то тоже имеет место быть.

Каждый из них внёс вклад в мое развитие и становление как учёного.

Во ВНИИГАЗе у нас была отличная команда единомышленников, мы учились друг у друга, вместе писали статьи, обсуждали и рождали идеи.

Вообще считаю, что сама жизнь – мой главный учитель. Сегодня тоже не считаю зазорным кому-то позвонить и проконсультироваться.  В Санкт-Петербурге есть знакомые профессора, в Уфе, в Тюмени. Бывают какие-то сложные моменты, встречаемся, обсуждаем.

- Но ведь учителем также можно назвать кого-то, кто в тебя однажды поверил?

- У меня, как правило, в жизни всё всегда происходит вопреки. Я всегда пытаюсь доказать, что у меня всё получится, что я способен это сделать! И делаю.

- Как стать вашим аспирантом или соискателем?

-  Я никогда никого не отталкиваю. Главное, чтобы у человека была искра в глазах и чтобы он реально хотел работать со мной. Чтобы у меня появилось желание работать с этим человеком, больше ничего и не нужно.

- Вы сразу определяете, Ваш это человек или нет, сработаетесь с ним или нет?

-  Я всем даю шанс. Пока человека не проверил в работе, как я могу судить о нём как о способном человеке? Поэтому стараюсь поговорить, накидать идеи, план, а дальше уже смотрю, какой будет отклик.

Если человек головой покивал и потом не появляется год-полтора, это одно. Если же он приходит вечером и ждёт, пока я освобожусь, предлагает идеи, это уже другое.

Аспиранты разные бывают. Есть те, с которыми интересно работать, задал им вектор какой-то, а они уже дальше сами работают в этом направлении.

А есть ребята вялые, которые вообще не очень понятно, зачем пришли. Приходят такие чаще всего с неправильным пониманием. Думают, что это примерно то же самое, что получить высшее образование, но это совершенно другая история.

- Какие рекомендации Вы бы дали тем, кто начинает свой путь в науке? Через какие испытания ему придётся пройти?

- Если любить своё дело, то для тебя оно не будет казаться трудным. Все сложности будут в радость, восприниматься как приятные хлопоты. Радость открытий, новых познаний ни с чем не сравнится!

Ведь, по сути, кто такой учёный? Это человек, который постоянно одерживает победу над каким-то незнанием. Отвоёвывает у него метр за метром. И если это приносит радость, удовлетворение, то он может пройти через любые трудности и тем будет счастлив!

- Как много кандидатов наук Вы подготовили, чем они Вам запомнились?

- Они все разные и каждый по-своему дорог. Я не считал, но, думаю, что подготовил около 20 человек. И среди них есть доктор наук.

Это люди самого разного возраста, социального статуса, вчерашние студенты, руководители. Когда я готовил к защите первого кандидата, мне было 33 года. Кандидат был старше меня.

Судьба свела меня с очень талантливыми людьми, которые преуспели в науке. Соискателями были и девушки, и ребята, которые за год – за два защищали кандидатские работы, очень серьёзного уровня диссертации.

Каждым из них я горожусь. С кем-то общаемся, с кем-то нет. Этих людей объединяют воля к победе, выдержка, стремление, характер. Совокупность этих качеств позволила им добиться успеха на научном попроще и двигаться дальше, развиваться в жизни.

Те, кто дошли до финала, все молодцы! Но больше всё же тех, кто не дошёл. К этому нужно быть готовым. Не все могут достичь этого уровня. И это нормально!

- Чем докторская диссертация отличается от кандидатской?

- Понять действительно очень сложно. Особенно если начать изучать документы, в которых прописаны требования.

Требования мало чем отличаются. Единственный чёткий критерий – это количество опубликованных статей по результатам исследований. Для кандидатской по техническим наукам – минимум две ВАКовские статьи.  Для докторской работы по этому направлению – минимум 10 статей.

Но в техническом научном сообществе, когда защищается докторская, правилом хорошего тона считаются следующие моменты:  

- Самое важное: у работы должно быть практическое внедрение в производство.

- Докторская должна отличаться длительной хронологией написания. Её нельзя написать за год-за два, соискатель должен пожить в этом процессе.

- Докторская – это труд состоявшегося кандидата наук, который работает в этом направлении, и эти результаты получают дальнейшую путёвку в жизнь.

- По докторской диссертации считается нормой иметь монографии или серьёзные публикации, учебники.

- Для технических наук очень важно наличие изобретения. Изобретение говорит о мировой новизне, что по сути подтверждает Роспатент с независимыми экспертами. Как правило, на защиту по техническим наукам выходят минимум с 5-7 патентами на изобретения.

- Какие критерии позволяют объективно судить о состоятельности учёного, о весомости его научных достижений?

- Это то, с чего мы начали интервью. Речь идёт о статьях, о его достижениях. Они должны быть актуальными.

Есть некие наукометрические характеристики, которые позволяют сказать, что учёный состоятелен на актуальную дату, что он сегодня что-то из себя представляет – это очень важно.

Есть хороший отечественный ресурс eLIBRARY.RU – научная электронная библиотека. Если войти на эту страницу, то можно найти любого автора и понять, что он из себя представляет, в каких он конференциях участвует, какие статьи написал, какие имеет объекты интеллектуальной собственности.

- А что такое индекс Хирша?

Индекс Хирша – это количественный наукометрический показатель, который позволяет оценить цитируемость автора. Это некий индикатор, что конкретный автор является востребованным учёным, что пишет полезные и интересные статьи.

Есть, конечно, спорные моменты. К примеру, когда российские учёные публикуются в зарубежных изданиях, то готовы честно на всех ссылаться.

Если же верить статистике, иностранцы, как правило, никогда не ссылаются на наших учёных, чтобы не накручивать наукометрические показатели. Просмотров миллионы, а ссылок нет.

Индекс Хирша – сложный показатель цитируемости автора. У него нелинейная функция достижений человека со шкалой и он не очень объективен, потому что накручивается. Индекс показывает, какое количество статей у автора есть с аналогичным количеством ссылок на эти статьи.

Учёных с большим индексом Хирша мало! Особенно если говорить не о самоцитировании – с этим существует проблема, многие таким образом накручивают этот индекс, или авторские коллективы сговариваются и ссылаются, к примеру друг на друга – хитрят.

Как альтернативный индекс можно взять общее количество цитирований у автора.  У меня этот индекс – 11. Я знаю людей, у которых он 30 - 40, но зачастую искусственно накрученный.

Серьёзным уровнем считается, если у руководителя индекс Хирша больше 15, тогда можно претендовать на гранты.

- Вы читаете лекции как профессор, и что Вам это даёт в плане собственного развития?

- Лично мне это даёт очень много. Возможность разговаривать со студентами, выражать свою точку зрения, оформлять свои мысли в виде лекций очень важно! Потому что если этим не заниматься, начинаешь деградировать и вянуть именно как специалист. Без этого я себя не мыслю.

Бывает, когда я объясняю что-то во время лекции, меня осеняет новая мысль, замечаю какие-то нюансы. Бывает, лекция побуждает меня пойти и купить какую-то дополнительную научную литературу, изучить её. 

- Какова сфера ваших научных интересов? Меняете ли Вы направления исследования, модифицируете ли Вы их?

- Сфера моих научных интересов разная. Считается, что люди, которые придерживаются одного направления, одной области знаний, могут достичь наибольшего результата: копая не в ширь, а в глубину.

У меня же этих направлений довольно много. Кандидатская по одной работе, докторская по другой.

Сегодня у меня есть работы по газодинамике, по исследованию металлов, по приборостроению, по газовым хранилищам, по гидравлике, по напряжённому состоянию материалов, методам неразрушающего контроля.

Основная моя тема – это противокоррозионная защита.

Все эти темы мне интересны!  

Что касается модификаций, я стараюсь не ограничивать себя какими-то рамками. Если есть какая-то интересная тема и возможность ею заниматься, я никогда не упущу этой возможности. 

Сегодня у университета выстроились такие тренды, как водород, переработка нефти. Для меня это далёкие темы, но это мотивирует меня читать книги, изучать, заниматься, и я буду стараться преуспеть и в этом направлении.

Нельзя что-то сделать и почивать на лаврах. Если завтра жизнь покажет, что нужно изучать что-то абсолютно новое, значит будут осваивать.  

- Какими личными человеческими качествами должен обладать учёный?

- Истинный учёный всегда немного ребёнок: он искренне радуется новым открытиям. Учёный должен быть любознательным, неистовым в получении новых знаний. Должен интересоваться всем, быть неравнодушным к тому, что видит. Глаз должен на всё гореть!

Учёные – это люди определённого склада. Они не могут быть озабочены материальными благами. Меркантильность – черта, не присущая настоящему учёному.

- А истинный учёный, по Вашему - интроверт или экстраверт?

- Я встречал разных учёных. Как правило, сверхдостижений добиваются люди интровертивного склада. Они очень специфичные: с ними сложно общаться, у них, как правило, нет друзей, но они гениальные в плане решения задач.

А ещё бывают балагуры, у них всё на виду, они могут что-то сделать, но каких-то выдающихся достижений у них нет, хотя они могут быть хорошими преподавателями.

Кстати, хорошие преподаватели из учёных первого типа получаются редко. Для этого нужно уметь коммуницировать. Эти же люди, несмотря на их сверхгениальность в плане решения технических задач, обычно не способны передавать эти знания другим.

- Это значит, Вы всегда остаётесь немного ребёнком?

- Мне всегда всё было интересно! Главное – не строить себе преград в виде блоков, что этого быть не может. Надо пробовать, а вдруг получится что-нибудь хорошее! Не нужно сужать область действий и думать, что ты обречён на неудачу. Настоящего учёного отличают открытые горизонты. Нет ничего невозможного.

Беседовала Яна Мацкив

 Фото автора