Ударник высшей школы | Ухтинский государственный технический университет
Размер шрифта:
A
A
A
Настройки цвета:
Контрастное
Инверсное
Цветное
Обычная версия

Ударник высшей школы

11 ноября свой профессиональный праздник (пусть и неофициально) отмечают ударники музыкального труда – барабанщики. Выбор даты объяснять излишне: идеальная симметрия «11.11» ритмична и напоминает две пары барабанных палочек. Кстати, именно в силу главенства ритма принято считать, что барабаны – самый древний музыкальный инструмент. А вот как ритм ударной установки созвучен ритму жизни нашего коллеги и музыканта, начальника учебно-методического управления УГТУ Ивана Лебедева, он расскажет сам. Итак, барабанная дробь: пришло время для творческого знакомства.

- Иван Иванович, любой, кто посещал Ваши страницы в социальных сетях, знает о Вашем увлечении музыкой. Расскажите, как все началось.

- Все началось в далеком 2003 году, когда, будучи студентами УГТУ, мы сдружились с ребятами, которые имели схожие музыкальные вкусы. Мне тогда нравились Queen, Scorpions, а друзья приобщили меня и к другим музыкальным стилям. Когда тебе что-то по-настоящему нравится, ты и сам хочешь попробовать себя в этом. Мои первые барабаны были далеко не новыми – родом из Советского Союза, но я играл на них года четыре, и справедливости ради скажу, что это был неплохой инструмент. Конечно, потом ему на смену пришли другие, новые, известных брендовых фирм…. Но я с теплом вспоминаю первый инструмент.

- Вы сразу начали играть в коллективе?

- Конечно, нет. Поначалу для нас это были лишь попытки игры, надо было набить руку, понять технику – до формирования какого-то внятного коллектива с названием и репертуаром прошло порядка трех лет. И впервые он оформился в 2006 году, это, можно сказать, был уже качественно иной этап пути, вместе с музыкантами, которые тоже жаждали играть, расширять репертуар и совершенствоваться. Кстати, интересная история связана с названием этой группы: «Грязная вода». Так мы сделали отсылку к названию «Ухта» - точнее, версии о видоизмененном «Ук ва», свидетельствующем о нефтеносности края. За три года мы написали порядка полутора десятков песен, неоднократно принимали участие в концертах. Потом был коллектив Martini Freezed, а позже – группа From the Inside, с которыми я играл с 2011 до 2015 года. Год играл в известной ухтинской команде FunnySkaPlan. Был в моей жизни и совсем экстремальный и экспериментальный коллектив – «Обезьяны и пластмасса».

- Как бы Вы определили себя жанрово?

- Я люблю тяжелую и достаточно быструю музыку – thrash, heavy metal. Для меня, как ни парадоксально, она всегда была способом релаксации, возможностью сбросить негатив. Сама игра на барабанах этому очень способствует. Не говоря уже о том, что такой способ эмоциональной разгрузки по-хорошему продуктивен: ведь ты вовлечен в творческий процесс. Вопреки распространенному мнению о том, что тяжелая музыка является полифоничной, немелодичной, я бы сказал, что в этом жанре есть очень красивые композиции, под час не уступающие классической музыке.

- Ваше место на сцене – исключительно за ударной установкой?

- На сцене – да. Но в репетиционной мне интересен музыкальный процесс в принципе. Пробовал играть на всем, чуть-чуть даже на клавишных, но тут самоучке тяжелее всего. Есть у меня и собственное гитарное творчество. Вообще, в каких бы коллективах я ни играл, стараюсь привносить в работу свои идеи.

- Не было ли соблазна сделать музыку делом всей жизни?

- Был. И предпосылки к этому были. В период «старта» группы From the Inside мы попали подряд на несколько крупных конкурсных фестивалей. Архангельск, Пермь – это были полноценные международные музыкальные события, где играли коллективы из Финляндии, Швеции, Польши, Германии и других стран. Да и некоторые наши соотечественники, отметившиеся там, потом выступали, к примеру, на «Нашествии». То есть высота была набрана неплохая, планка была оправданно высокой. Но все-таки образ жизни музыкантов традиционно сопряжен с многочисленными разъездами, а я параллельно работал на кафедре и занимался наукой. Правда это не мешало мне реализовать себя и с другой стороны: с 2011 по 2015 годы организовал в Ухте и Сосногорске ряд концертов, это был по-своему полезный и познавательный опыт. Так что когда у человека есть стремления и идеи, он всегда находит способ воплотить их в жизнь.

- Были какие-то особенные, по-настоящему запоминающиеся выступления?

- Очень запомнился двухдневный архангельский фестиваль в 2012 году. Была действительно очень насыщенная и интересная программа для гостей с участием коллективов из-за рубежа. И вечером у нас совершенно спонтанно сложился дружеский круг с ребятами из Москвы и из Германии, общение перетекло за полночь, и разошлись мы только ранним утром. Это был прекрасный вечер, и мы все еще долго поддерживали связь. Не говоря уже о том, что я от души возблагодарил аспирантуру за кандидатский минимум по иностранному языку, без этого вряд ли смог поддерживать диалог.

- Кто же такие музыканты?

- Хорошие музыканты – это очень целеустремленные и дисциплинированные люди, чьи энергетические затраты порой сопоставимы со спортивными. Освоение техники игры требует ежедневных занятий. У меня был период, когда я играл одновременно в трех коллективах, выходило шесть репетиций в неделю. И параллельно, к слову, занимался организацией концертов и писал диссертацию. Апофеозом стал декабрь 2013 года, когда 11-го числа я защитился, а 14-го состоялся кавер-концерт, где я был организатором и одновременно участником. Конечно, столь плотный график дисциплинирует, учит расставлять приоритеты, не оставляет жизненного пространства для прокрастинации. А заодно здорово лечит от иллюзии о якобы легкости и беззаботности артистов. В исполнителе люди видят талант, а музыканты знают, что за этим стоят сотни, а то и тысячи часов работы.

- Как найти баланс между работой и увлечением?

- Он найдется сам. Когда человеку действительно нравится то, что он делает, он точно найдет для этого время. Даже несмотря на то, что не играю уже три года, я не готов абстрагироваться и отказаться от музыки, у меня есть идеи, и я нахожу время для их воплощения: в последнее время собрал свои записи прошлых лет в 4 инструментальных альбома.

- Если не музыка, то что? Что еще по-настоящему увлекает Вас в жизни?

- Когда-то давно, еще учась в университете, я задал себе этот вопрос. Ответ нашелся не сразу, но он таков – я люблю изучать, как устроены системы. Поэтому мне нравится геология, поэтому мне нравится музыка, та часть, где я могу создавать. Были периоды в жизни, когда я занимался судомоделизмом. Мне нравится техника. Вообще, конструирование – это действительно интересно, оно позволяет понять, как устроены вещи вокруг нас, как можно их сделать лучше.

Беседовала Инга Карабинская

Фото из архива Ивана Лебедева